Либо хорошо, либо никак. Не умеешь- не берись. А еще прекрасная история про то, как мама приходит с работы, мама снимает боты и… достает белый платок и проходится им по всем поверхностям в поисках пылинки, включая плинтуса и залезая в самые дальние углы. В случае потемнения платка – мытье всего и вся по новой, до полной стерильности.

«Я всегда была только отличницей, как же иначе, ведь на меня рассчитывали, столько в меня вложили, я не могла подвести. Помню были соревнования, надо было бежать длинную дистанцию на лыжах, а мы только переехали из южной республики, и я никогда до этого не видела снега. Однако не смогла сказать об этом учителю, признаться, что не смогу… Никогда, ни до ни после, я так не бежала. И представьте, я прибежала первая…По-другому невозможно. Иначе, какой смысл? Так всегда. Сейчас я не работаю, проблемы со здоровьем…»
«Мне предложили повышение. Но вдруг у меня не получится? Ведь я должна быть лучшей. Вдруг что-то пойдет не так, я что-то упущу и все увидят, что я недостаточно компетентна…»

«Я хочу знакомиться с парнями, но я всегда в образе, я полностью упакована, у меня ни жиринки в фигуре, и все-таки есть складочка на талии. Я держу позу, чтоб никто ее не увидел, и я ужасно скованна. В разговоре тоже, вдруг увидят, что я недостаточна умна или не достаточно остроумна. Лучше и не начинать.»

«Я давно хочу начать новое дело. Хочу продавать украшения. Мне очень нравится их делать. Я знаю толк в камнях. Но все время думаю, а что, если то, что я делаю – обычно, не блестяще, не супер. Я переделываю свои изделия без конца. Не могу остановиться, все время что-то улучшаю и, все равно, кажется, что неидеально. Так уже много лет, не могу их предъявить, не могу начать продавать. Страшно боюсь критики.»

«Я хочу быть идеальной мамой. Моя мать была холодной, равнодушной. Я для своего малыша все делаю. Каждую минуту -я с ним. Не позволяю себе отвлечься, расслабиться, повысить голос. Но к вечеру я так выматываюсь, что теряю контроль над собой и ору на него матом из-за какой-то ерунды. Просто фурия. Потом жутко раскаиваюсь, прошу прощения. Мы плачем с ним вместе, остаемся все без сил. Чувство вины меня не оставляет…»

Неужели стремление к совершенству- это помеха, неужели –это не стимул для побед и новых свершений?

Как обычно, все зависит от меры и степени.

Вспомните период, когда вы были ребенком и чему-то учились. Например, рисовать. Все ли у вас получалось идеально? Нет. Когда ребенок учится рисовать, из-под руки его выходят каракули, которые он обозначает, к примеру, как зайка, кошка, машина. Их распознать-то поначалу невозможно. Но если бы ребенок не прошел каракульную фазу, он никогда бы не начал рисовать лучше. Для того, чтобы научиться рисовать, –надо просто рисовать. Даже великие уровня Рафаэля и Леонардо да Винчи начинали с каракуль. Жаль, что они не сохранились- придали бы смелости многим начинающим. И так во всем: каракульной (начальной) фазы не миновать.

Когда вы затеваете любое дело, большое или малое, вы стараетесь сделать его как можно лучше. Это прекрасно и правильно. Однако, часто мы так стараемся довести его до совершенства, наводим лоск и полируем, что лишаем нашу затею души, а себя сил. Мы превращаемся в енота –полоскуна, который заполаскивает своего детеныша до смерти. И хорошая идея погибает еще до начала воплощения. Пресловутый перфекционизм не дает сделать шагу.

Случалось ли вам прийти домой в совершенном счастье с новой покупкой, к примеру, с нарядом, который не терпится примерить и которым хочется похвастать. Хочется поделиться радостью, так ее много. Так нет, обязательно какой-нибудь родственник, мама, подруга найдет мелкий изъян, необработанный шов, проведет проверку на качество и прости – прощай радость бытия: мелочь сломала кайф.

Вот еще история.

Мне 7 лет, я тащу домой бездомную кошку. Она прекрасна. Совершенно белая с голубыми глазами. Розовые ушки, носик, подушечки на лапках. Само совершенство! Я кормлю ее, она ко мне жмется. Она моя подруга, мы вместе. Целый день счастья.

Вечером- приход родителей с работы:

— Да у нее же блохи! (Брезгливо поджатые губы.)

-Унеси.

И все. День померк. Слезы. Счастье кончилось. А ведь блохи-это мелочь, которая могла быть решена одной помывкой в правильном шампуне. Теперь я это точно знаю.

-Родители, вы зачем так?

-Из любви к тебе.

-Серьезно?!

%d0%b4%d0%b5%d0%b2%d0%be%d1%87%d0%ba%d0%b0-%d0%b8-%d0%ba%d0%be%d1%88%d0%ba%d0%b0

Ситуация, знакомая многим.

А теперь мы выросли, и сами ищем блох в любом своем начинании, тщательно выискивая, чем оно не хорошо, и почему невозможно, проводим бесконечные проверки на качество. При этом мы упускаем всю красоту замысла и теряем удовольствие от процесса. В итоге, новый проект, идея часто погибают так и не родившись.

Совершенства не существует и на всех не угодишь.

Кстати, кому это вы так хотите угодить?

Маме, которая белым платком протирала плинтуса и углы после вашей уборки? Приносили вам счастья эти сверкающие идеальные полы? Нет.

Однако, мамин посыл «все должно быть идеально или никак» стал вашим сценарием. Вы послушайте, чем больше стремление к идеальности, тем ближе результат- НИКАК.

Я предлагаю переписать сценарий.

Для начала, представьте, что Вы- ребенок лет шести и вы идете по дождливой улице. И вот перед вами большая жирная лужа. Нет, перед вами- именно Лужа с большой буквы. Разрешите в своем воображении себе- ребенку прыгнуть в эту большую теплую лужу, разбрызгать ее босыми ногами, попрыгать в ней. Можно! Это весело, безответственно и вам за это ничего не будет.

А теперь представьте маму в той же сцене и разрешите ей сделать то же самое. Разрешите ей быть беззаботной, веселой и чумазой.

Это бессмысленно? Это глупо? Это весело! Это здорово!

Как вы себя чувствуете? Думаю, что вы испытали облегчение.

А теперь подумайте о своем не начатом проекте, о своей ненаписанной книге, недоделанном дизайне. И приступайте. Приступайте как новичок, как ребенок познающий мир, которому нужна дружественная поддержка, а не ядовитая критика.

-Чей это голос в вашей голове: «Ты не можешь, не берись, кто ты есть, у тебя ничего не получится?»


-Это отец… Меня пороли жестоко ремнем даже за четверки. Он всегда требовал, чтобы все было идеально. Иначе лучше и не браться.

-Представьте отца перед вами во всех подробностях. Теперь сядьте на его место, войдите в его состояние. Что вы здесь чувствуете?

-Я чувствую страх опозориться. Высунулся и не смог, все осудят, стыдно.

-Сядьте на свое место. Скажите отцу: «Я разрешаю тебе быть неидеальным, я принимаю тебя неидеальным. Я разрешаю тебе совершать ошибки. Я принимаю тебя и люблю.

(Понятно, что речь идет не о реальном отце, а об его интроекте, его образе внутри личности дочери.)

-Скажите ему: я не буду тебя критиковать, не буду тебя наказывать. Я разрешаю тебе ошибаться. Я доверяю тебе, я верю в тебя.

Как правило, критикующая нас наша часть- родительский интроект- сама очень травмирована, это воплощенный родительский страх, тревога.

-Что произошло с образом отца?

— Он расслабился, плачет, плечи опустились. Он плачет, но ему легче.

-Как вы себя чувствуете?

— Свободнее. Я думаю, надо просто делать дело. Критиковать меня больше некому. Я чувствую, что я сильнее отца.

Однако мало утихомирить внутри себя критикующего родителя, надо дать поддержку своей детской части, своему внутреннему ребенку, который пострадал от этого эмоционального террора.

-Кто это внутри тебя боится?

-Это девочка 4 лет

-Чего она хочет?

-Хочет, чтобы все отстали, чтобы ее оставили в покое. Я с пеленок выступала…везде…меня выставляли на все конкурсы, я была отличницей, на меня сделали ставку, и я ее оправдывала. Столько лет напряжения. Я не знаю, как отдыхать, как расслабиться… кроме как с алкоголем.

-А что сделает девочка, если от нее отстанут?

-Она будет порхать, играть, кружиться, просто посидит тихонько, без мысли о том, что каждая минута должна быть учтена. О том, что она должна оправдывать ожидания.

-Кому она должна?

-Всем… Я представляю перед собой безликую толпу и все от меня чего-то ждут.

-Чего они от вас ждут? Представьте, что бы это могло быть? Как это выглядит? Как выглядят их ожидания?

-Это огромная куча дерьма, я отгружаю ее трактором. Это не мое, это мне не нужно… Столько лет напрасной гонки!

— Главное, что вы поняли, это- не ваше, и вы не обязаны соответствовать чужим ожиданиям.

-Мне стало легче …Девочка может кружиться, может порхать. Я хочу ее баловать. Я хочу ей купить цветов, нарядов, красок. Я всегда мечтала рисовать.

-Не вижу препятствий. Сделайте это для себя.

Стремление быть идеальным, все делать исключительно на отлично и не давать себе поблажки изматывает человека. Он берет на себя непосильные задачи, не выдерживает, заболевает, скатывается в алкоголизм или наркоманию, поскольку не ведает других способов снять напряжение и бежать от непосильной нагрузки.

-У меня столько дел. Я чувствую себя условно вешалкой с грязными кухонными полотенцами, которые я глажу, стираю. Пока стираю последние, первые уже в грязи.

-Представьте себе эти полотенца от вас отдельно. Есть ли среди них какое- нибудь одно большое, розовое, пушистое, душистое, в которое хочется завернуться-отдохнуть-наслаждаться-блаженствовать?

-Есть, оно валяется в луже под стиральной машиной, оно не важное, ведь у меня столько дел с кухонными.

-А зачем вы делаете все эти дела, если они не ведут в вас к радости, если в вашей жизни нет ничего пушистого и приятного- нет счастья.

-А разве счастье не от достижений?

-Когда вы были ребенком и бегали по траве за бабочками вы были счастливы?

-Конечно.

-Тогда причем здесь достижения? Важен процесс жизни и умение радоваться, раздувать в себе это щенячье счастливое чувство.

Важно найти баланс и разрешить себе быть неидеальным, живым, ошибаться.
Внутри каждого из нас разворачивается драма между детской, творческой частью и родительской, критикующей.

И кроме нас ее никто не разрешит.

Станьте себе любящим родителем, протяните в воображении руку своему внутреннему ребенку, своей детской части, пусть он об нее обопрется, скажите себе ободряющие слова:Оленька (Анечка, Серега, Машенька, Дима, Женька, Леночка, Тима), я люблю тебя, обопрись на меня, я во всем тебе помогу. Я принимаю тебя любого, я разрешаю тебе ошибаться, я разрешаю тебе делать плохо, как получится. Я разрешаю тебе просто делать.

Я сторонница философии «один в поле воин». Но чтобы стать воином, надо найти опору внутри себя, своего внутреннего ребенка- средоточие творческого начала, освободить его от гнета критики (самокритики), дать ему поддержку и свободу. Тогда вы перестанете ждать помощи и одобрения из вне, научитесь сами себя поддерживать, вы просто начнете делать свое дело легко и радостно, не боясь ошибок. И чудесным образом, на вашем пути станут появляться люди, которые захотят разделить ваш путь и станут вам помогать.

Удачи.

Приведены примеры из сессий с использованием специфический приемов эмоционально-образной терапии.

Автор: Светлана Ладейщикова

Если вы считаете, что вам нужна поддержка психолога, то я буду рада вам помочь

Вам также понравятся

СТРАХ ПОТЕРИ КРАСОТЫ И МОЛОДОСТИ
СТРАХОСТЫД
КAК С МАМОЙ ПОГОВОРИЛ. (Контрперенос)

Добавить комментарий