-Ты хочешь сказать, что ты ей не понравился? 

– Это невероятно, но факт! 

(Разговор в кафе) 

Встреча с отвержением – хороший повод задуматься о собственной ценности. А это, в свою очередь, вполне подходящая форма для того, чтобы отвержение прожить. 


Но в начале несколько слов о свободе выбора – важной вещи для полной, творческой и качественной жизни и немаловажном механизме в формировании реакции на отвержение. Эта свобода, в том числе, предполагает право определять ценность отношений, выборов и предметов. 

Если она есть, то, на первый взгляд, все выглядит замечательно. 

Но не стоит забывать о том, что другие люди тоже ею обладают. Они тоже свободны выбирать, чем дорожить, а чем нет. 

И вот тут появляется второй взгляд. 

Заключается он вот в чем – если кто-то другой мне важен (я его или ее выбираю, при этом совершенно не важно, почему или для чего), то для того чтобы гарантировать собственную ценность в их глазах, я должен вести себя определенным образом. Чтобы мной дорожили, я должен подчиняться определенным правилам, играть соответствующие роли, делать или иметь что-то определенное. Например, быть общительным и понимающим, иметь машину и некоторое количество денег или обладать определенными знаниями и навыками. В общем, любыми доступными способами увеличивать свою собственную нарциссическую капитализацию. 


Получается своего рода игра в соблазнение – насколько велика моя нарциссическая капитализация и на что я готов пойти, увеличивая ее, чтобы другие люди соблазнились ею. 

И тогда, возможно, благодаря всем этим своим стараниям в награду я получу то, что другие все-таки соблазнятся, обменяют некоторую часть своей свободы выбора и, тем самым, признают мою ценность. 

Но все течет, все меняется. В какой-то момент моей капитализации может стать недостаточно, признание ценности улетучивается и приходит оно, отвержение. 


И вот тут самое время перейти к тем механизмам, которые запускаются когда происходит встреча с отвержением. 

Оно захватывает полностью – создается ощущение, что отвергают меня всего целиком. 

Если следовать предыдущей логике, то в этот момент я перестаю быть ценным, в принципе. Такой, какой я есть сейчас, я перестал существовать для другого человека. 

Это очень сходно с ощущением стыда, когда я, такой, какой я есть, не имею права и перестаю существовать. 


Вслед за стыдом приходит злость, а подчас и ярость. 

          Как же так? Я так много сделал, чтобы повысить собственную ценность.

          Меня категорически нельзя просто взять и не выбрать или перестать выбирать! 

Моя следующая возможная реакция – отвергнуть (обесценить) право выбора другого человека (Они еще не знают, что теряют. Потом будут локти кусать). И где то в глубине души мне очень жалко всех тех усилий, которые я приложил, чтобы мной дорожили. 

Я вижу перед собой два выхода, ярко подсвеченных неоном. 

          Первый – я отчаянно и бессмысленно пробую доказать тому, кто меня отверг, что я еще могу повысить свою нарциссическую капитализацию и тогда он (она) не сможет не выбрать меня снова. 

            Второй – я ищу кого-то еще, кто признает мою ценность и будет мной дорожить. И я снова буду существовать в сладкой иллюзии собственной ценности для другого. Круг замкнулся. Занавес.
Но из зала есть еще один маленький и очень узкий выход. 

Узкий потому, что протиснуться сквозь него очень сложно. С собой можно взять только все самое необходимое. А нарциссическую капитализацию придется оставить, парадоксальным образом осознав собственную бесполезность для другого. 

За этим выходом – моя экзистенциальная территория собственной врожденной ценности. 

И эта ценность не есть показатель моей привлекательности и не право другого человека мою ценность определять. 

Эта ценность – мое собственное достоинство и самоуважение, опираясь на которые я могу прожить отвержение как не встречу

Не встречу, которой никак нельзя помочь. 

Автор: Мануковский Антон

Ссылка на автора: http://www.b17.ru/article/57846/

Вам может понравиться

Комментировать