У меня есть убеждение , что даже самый сонный ежик из леса должен знать об эмоционально-образной терапии и, желательно, владеть некоторыми техниками и приемами из ее арсенала.
Однако совсем недавно меня представили, как девушку, которая занимается “неким экзотическим видом психотерапии”.
Как?
Как можно не знать об ЭОТ, об этом современном, научном подходе, которым мы с коллегами так увлечены!
Запросто!
Это я стала жертвой когнитивного искажения “Проклятие знания”.
Самый известный эксперимент, демонстрирующий «проклятие знания», провела студентка Стэнфордского университета Элизабет Ньютон в 1990 году при подготовке своей диссертации .
Она разделили участников эксперимента на две группы:
первые стучали по столу, отбивая ритм очень простой мелодии, а вторые слушали это стучание и пытались угадать мелодию.
Но, внимание!
Перед началом эксперимента стучащих спросили, сколько, по их мнению, песен угадают слушатели.
Они сошлись на том, что угадать должны как минимум половину.
В реальности слушатели угадали всего 2,5 процента всех мелодий.
Студентка Ньютон своим экспериментом показала:
зная что-то, очень сложно представить, что кто-то может не обладать этой информацией.
Отбитая на столе «мелодия» звучит для исполняющего вполне похоже на оригинал (ведь она звучит в его голове), но для слушающего это совсем не очевидно.
Я , как и многие, подвержена этому когнитивному искажению.
“Проклятие знания” приводит меня к тому, что в своих объяснениях на вебинарах или лекциях, я пропускаю простые базовые вещи, азы, подразумевая, что они всем известны. В результате, я натыкаюсь на непонимание слушателей. Случается.
“Проклятие знания” толкает нас обесценивать собственные знания и опыт, нам кажется, что раз они давно нами усвоены, то уже стали банальностью и примитивом, известным всем и каждому. Мы ими не делимся, желая выглядеть умнее, хотя для кого-то они могут стать помощью и откровением.
Склонность к «проклятию знания» связана и с нарушением индивидуальной способности к эмпатии.
Наша способность объяснять напрямую зависит от нашей способности воспринимать состояние другого человека.
Получается, что «проклинает» человека не столько само его знание, сколько неспособность понять, что собеседник может думать по-другому, а точнее, не знать чего-то, что знаете вы.
А я-то думала, что Эмпатия- моё второе имя…
Автор: Светлана Ладейщикова