Маша, придя из института, подошла к зеркалу и обнаружила, что у нее расстегнута молния на джинсах.
Маша оцепенела: весь институт видел ее розовые трусы.
Маша потеряла сон и решила не выходить на учебу: ведь там все шепчутся об этой «дуре с расстегнутой ширинкой», то есть о ней.
Через неделю она со страхом все-таки перешагнула порог института и обнаружила, что все заняты своими делами и даже не особенно заметили ее отсутствия, а про расстегнутую ширинку тем более никто не упоминал.

Что это было?

Маша стала жертвой когнитивного искажения под названием « эффект прожектора»
Это искажение заставляет нас верить в то, что люди вокруг обращают на нас намного больше внимания, чем они это делают на самом деле.

«Эффект прожектора» был описан профессором Корнеллского университета Томасом Гиловичем (Thomas Gilovich) в 2000 году.
Он провел простой эксперимент.

Студентов -участников эксперимента обязали прийти на лекции в футболках с изображением Барри Манилоу.

Манилоу — американский эстрадный певец, и носить футболку с его фотографией в конце 1990-х годов, будучи студентом в Америке, — все равно, что таким же образом признаваться в симпатиях к Филиппу Киркорову или Стасу Михайлову, будучи студентом в России в наши дни.

Студентов (которым явно было некомфортно) отправили на занятия, спросив перед этим, сколько человек в аудитории, по их мнению, обратят внимание, что на футболке у них изображен именно Манилоу, а затем сравнили их ответы с реальными цифрами.

В результате исследования выяснилось, что они переоценили внимание к себе окружающих на 23 процента.

То же самое произошло, когда участникам предложили надеть футболки с изображением более популярных в то время личностей (Мартина Лютера Кинга, Боба Марли и Джерри Сайнфелда): в этот раз внимание оказалось переоценено на 40 процентов.

Последующие исследования Томаса Гиловича также были посвящены тому, насколько мнения людей по поводу того, как другие оценивают их внешний вид и достижения, разнятся с реальной оценкой.
Выяснилось, что сильно: окружающие не так часто замечали изменения во внешности, успехи или неудачи других, как им самим казалось.

Существует «патологическая» стадия когнитивного искажения «эффект прожектора», и именно она лежит в основе социофобии : человек, серьезно полагающий, что все внимание людей вокруг обращено именно на него, в какой-то момент начинает его избегать, сокращая свои контакты с внешним миром.

Для каждого человека его жизнь естественным образом находится в центре его внимания. Однако это не значит, что и другие люди смотрят только на него и думают только о нем.
У окружающих достаточно собственных забот (и их главная забота — они сами и все связанное с ними), поэтому полагать, что другие люди скорее осудят вас, чем проигнорируют, — значит плохо распознавать состояние других людей, иными словами, мы наблюдаем недостаток эмпатии.

Поэтому, если вам все-таки очень хочется надеть футболку с Филиппом Киркоровым или со Стасом Михайловым – делайте это смело: большинству окружающих будет все равно, если вы не нарушаете дресс кода в офисе.

Если придя с работы или из института, вы обнаружите расстегнутую молнию на брюках, тоже не волнуйтесь – скорее всего, никто не заметил вашего промаха, а те, кто заметил, думали о нем максимум полторы минуты, после чего их фокус внимания естественным образом снова сместился на собственную жизнь.

Светлана Ладейщикова

Еще больше о когнитивных искажениях вы можете узнать здесьhttps://nplus1.ru/blog/2018/12/03/spotlight-effect

0

Вам также понравятся

ЭФФЕКТ БЕНДЖАМИНА ФРАНКЛИНА
Когда я встретила тебя.
КОГНИТИВНЫЕ ИСКАЖЕНИЯ: ПРОКЛЯТИЕ ЗНАНИЯ.

Добавить комментарий