Никакая совместная работа не будет успешной, «когда в товарищах согласья нет». А ведь терапевтическая сессия в ЭОТ – это именно товарищество, в котором у обоих участников один интерес – совместными усилиями разрешить психологическую проблему клиента. Если терапевтический альянс сложился – половина дела сделана.
Поговорим о том, что мешает его построению и, как следствие, терапии в целом.
- ИЛЛЮЗИЯ ПОЛНОГО ПОНИМАНИЯ И ПРИСОЕДИНЕНИЕ К ЧУВСТВАМ КЛИЕНТА
«Я вместе с клиентом проживаю все, что с ним происходит в зоне свободного воображения. Я вижу все его образы: маленькую девочку, ее злобную маму и пыльный страшный угол, куда ее поставил пьяный отец, замахиваясь ремнем. Мне ее ужасно жаль, и я плачу вместе с ней. Не могу забыть эту сцену, два дня прошло, а я все еще в возвращаюсь туда в воспоминаниях. Это меня страшно выматывает. Больше ни о чем думать не могу. Почему так происходит?»
Вы не можете представить образы, которые видит клиент во время сессии, вы видите образы вашего воображения: оно их продуцирует, опираясь на слова клиента и ваш личный опыт. И девочка, о которой вы пишите, и ее мама, и страшный угол, и папа в воображении клиента совсем другие, а не такие, какими вы их вообразили. Только клиент знает и видит, что происходит в зоне его воображения.
Вы находитесь рядом и, судя по всему, разворачиваете свой процесс. Вы не можете остановить свое воображение, оно будет продуцировать образы, но вы на то и терапевт, чтобы отделить свое от того, что приносит вам клиент, и сосредоточиться на его рассказе, его переживаниях, на его мимике, языке тела.
Возможно, рассказ клиента совпал с вашим травматическим опытом, и вам кажется, что вы, как никто, его понимаете.
На самом деле вы, как никто, понимаете только себя и уже начали рядом с клиентом перепроживать свою травму на основе событий, которые он вам рассказывает.
Если это так, то супервизия поможет с этим справиться.
2. ДОВЕРЯЙ (СЕБЕ), НО ПРОВЕРЯЙ
Действия в зоне свободного воображения совершает сам клиент, но очень много зависит от того, какое направление вы зададите. Сессия в ЭОТ достаточно директивна: вы задаете много вопросов, предлагаете определенные интервенции, действия в мире свободного воображения клиента, и поэтому есть опасность принять позицию сверху: гуру и авторитета, который якобы точно знает, что сейчас произойдет в воображаемом мире клиента, и уж на сто процентов уверен в том, что означает тот или иной образ.
Терапевт, конечно, пользуется словарем образов, сложившимся из его опыта, опыта коллег и учителей, но всегда имеет в виду: у конкретного клиента образ может иметь и почти всегда имеет свои оттенки и специфику. Поэтому доверяй своему опыту, строй гипотезу, но всегда проверяй и будь готов пересмотреть гипотезу или вовсе отказаться от нее на основе полученных данных.
Именно излишняя уверенность терапевта в своей гипотезе, стремление обязательно ее подтвердить приводят клиента к ощущению насилия над ним. Клиент может не сказать об этом и послушно двигаться вслед за терапевтом, чувствуя его авторитет, даже выразить на прощание благодарность за работу, а потом (через день или на следующей встрече) предъявить претензии в моральном насилии.
Скажете, что это ответственность клиента, сказать о том, что терапевт направляет его не туда, что он взрослый человек сам за себя отвечает?
Я с этим не соглашусь.
В ЭОТ клиент погружается в воображаемый мир, он находится в потоке образов, открыт и достаточно беззащитен, а терапевт как раз должен сохранять не только эмпатию, но и полную осознанность и постоянно мониторить состояние клиента:
-Если я не права в своем предположении, а это возможно, сразу поправь меня.
– С чем ты сейчас встречаешься?
-Я вижу твои слезы, они о чем?
Такие простые вопросы настраивают на сотрудничество, позволяют быть именно с клиентом, а не со своими образами и гипотезами и, кроме того, позволяют терапевту разделить ответственность с клиентом.
Я очень люблю и довольно часто говорю такие фразы:
-Я в тупике.
-Мне надо подумать.
– Давай выйдем из зоны свободного воображения и обсудим ситуацию.
-Давай подумаем вместе, о чем все это может быть.
Эти фразы всегда включают клиента в работу, возвращают ему ответственность, и вы снова сотрудничаете, делаете общее дело – ищете ключ к решению его проблемы
3.ОТКРЫТОСТЬ ТЕРАПЕВТА
Вопрос о том, насколько надо раскрываться терапевту во время сессии, приводить примеры из своей жизни.
Я очень редко это делаю. Если спрашивают сколько лет, сколько детей, замужем ли – просто отвечаю, как есть. Это снижает тревогу, но на этом все. Мой опыт – это только мой опыт, у клиента своя история, и решать проблемы мы будем, исходя именно из его опыта. Отождествлять клиента с собой, пытаться поставить себя на его место – гиблое дело.
Более того, в центре внимания не ваша история, клиентская, а чужой опыт только запутывает.
Я не дружу с клиентами, хотя, каюсь, бывали случаи перехода границ и сближения на общих интересах, но всегда без исключения качество терапии моментально падало и продолжать ее не имело смысла. Вы приобретаете человеческое доверие, но доверие и авторитет как терапевт вы теряете, работа же с бессознательным требует именно этого сочетания: оно дает необходимый уровень безопасности.
4. Я НАУЧУ ТЕБЯ ЖИТЬ!
Действуйте в рамках мировоззрения клиента, его религиозных или атеистических представлений. Не становитесь проповедником, пусть ваша философия останется с вами. Если вы видите, что философия клиента деструктивна, разрушительно влияет на его повседневную жизнь, то пусть это он сам увидит в образах, с помощью ваших наводящих вопросов.
Тогда он скорее придет к необходимости самоизменения. Если же философия клиента является его опорой, например, религия, то вам неплохо тоже быть просвещенным в этом вопросе, поскольку вы можете это использовать в терапии.
Например, образ Иисуса Христа или Кришны, или Будды, или пророка Мухаммеда в образной системе клиента может быть ресурсным образом внутреннего родителя, а может выступать в роли критика и обвинителя.
ЭОТ в этом плане совершенно универсальна и, разобравшись в образной системе клиента, вы сможете ему помочь и на этом уровне, будь вы хоть трижды атеист.
Главное, не вносить в сессию своих идеалов, не пытаться обратить клиента в свою веру.
5.КЛИЕНТ НЕ ВИДИТ ОБРАЗОВ
Всегда на стороне клиента. Задача ваша лечить человеческое отчаяние. Именно с этим к нам и обращаются, поэтому первое и главное – создание безопасного, принимающего пространства. Даже если сразу не получается разобраться в образной системе клиента или он вам говорит, что у него нет воображения и он не видит никаких образов, совершенно необязательно форсировать процесс. «Живительную пользу исповеди», как говорил замечательный психотерапевт Ролло Мэй, никто не отменял. Вы, в любом случае, своим интересом, принятием, поможете клиенту. Для начала этого может быть вполне достаточно. Установите доверие, а потом уже предлагайте «мысленные эксперименты с образами».
6.«МНЕ КАЖЕТСЯ, Я СОВСЕМ НЕ ПОМОГАЮ»
Сессия в ЭОТ никогда не бывает бесполезной, даже если вам так кажется: вы все равно затронете важные психические процессы, которые двинут человека к исцелению. Ваше общее с ним внимание к его чувствам, визуализация их, уже дадут положительный эффект, и вы точно поможете ему в самопознании, а к самоизменению подведете его позже, когда он будет готов.
- 7. «БРАННЫЕ» СЛОВА
В сессии с клиентом считаю бранными слова «сопротивление», «проекции», «перенос» и прочие психологические термины, особенно если они вложены в выражения:
-это твои проекции;
-это твой перенос;
-это твое сопротивление;
– а, это твои защиты включились!
Из своего клиентского и терапевтического опыта скажу, что они порождают больше сопротивления, чем что-либо другое. Это как постановка диагноза, которая тоже в сессии недопустима. Говорим с клиентом на человеческом языке, избегая профессиональных терминов.
В противном случае клиент начинает чувствовать себя объектом ваших упражнений и совместной работы у вас точно не получится.
8.ВЫЛЕЧИТЬ СРАЗУ ОТ ВСЕГО!
Один инсайт за сессию – отличный результат. Длительность сессии не является показателем ее успешности. Если клиент пришел к важному осознанию, к ресурсной точке, даже если вам кажется, что вся проблема полностью не разрешена – остановитесь. Не затирайте инсайт другими исследованиями и нагромождением образов. Дайте адаптироваться клиенту к новому решению. Закончите сессию, даже если она заняла всего 30 минут, но произошло что-то очень важное. Не пытайтесь решить все проблемы клиента сразу. Он все равно возьмет ровно столько, сколько ему нужно на данный момент, а лишняя эмоциональная нагрузка лишь приведет к появлению дополнительных защит.
9.ПРОРАБОТАТЬ ВСЕ ОБРАЗЫ!
Если время сессии подходит к концу, а многие образы остались не проработаны, оставьте их. Остановитесь на наиболее важном (чаще всего — это образ внутреннего ребенка) закончите на ресурсном моменте. В следующей сессии продолжите работу уже из актуального состояния клиента, скорее всего к побочным образам вам уже не придется возвращаться, поскольку образная система клиента уже насчет меняться. Провожайте клиента в ресурсе.
10.ПРОГУЛКА В МИРЕ ОБРАЗОВ
Трансформация образов негативных состояний не является вашей главной целью. Вы работаете с клиентом не для того, чтобы изменить его образную систему – она лишь средство.
Ваша цель – обнаружить с помощью образов внутренний конфликт, который привел к негативному эмоциональному состоянию, изначальную травму, которая имела место в реальном прошлом клиента и которая воздействует на него сегодня и помочь клиенту с ней справиться.
Поэтому вся кинематографичность и красота воображаемого мира клиента, его образной системы, конечно захватывают, но ничего не дают, если нет связи с реальными событиями из его жизни.
11.ИНТЕРПРЕТАЦИИ «В ЛОБ»
Избегайте прямых интерпретаций образов, в лоб: это точно про твою отвергающую мать; это точно предписание «не живи»; я знаю, это запрет на радость. На самом деле, вы только думаете, что знаете. Возможно, вы не ошибаетесь, но всегда проверяйте, что тот или иной образ значит для клиента, а не для вас. Девиз Сократа «я знаю, что я ничего не знаю» как терапевтическая позиция избавит вас от многих ошибок и позволит более чутко слышать клиента.
12.«СЛОМАТЬ ЗАЩИТУ!»
Эмоционально-образная терапия с уважением относится к психологическим защитам. В сессии вы можете обнаружить, к примеру, образ стены, затем стеклянной перегородки, затем образы начинают множиться, а клиент к тому же все время выходит из зоны свободного воображения в интеллектуализацию. Защиты работают и множатся.
Остановитесь. Значит – не сегодня.
Варианта здесь два: или вы приближаетесь к травме, или ведете клиента не туда. Отступите. Отпустите свою гипотезу. Чего вы в нее вцепились?
Зайдите с другой стороны.
Защита нужна личности, чтобы избежать ретравматизации. Возможно, у клиента еще не хватает ресурса обратиться к травме, возможно, она вообще скомпенсирована, и вам туда надо.
Клиенту виднее, бессознательное знает, какой внутренний конфликт можно приоткрыть, а какой – пока нет.
В целом, исходя и того, что эмоционально-образная терапия достаточно директивна и предполагает активные интервенции терапевта, то директивность метода должна быть сглажена деликатностью, мягкостью и эмпатичностью подачи.
Терапевта не должно быть в сессии много: все-таки это душевный труд именно клиента. Вы не учитель ему, вы – проводник, который подсвечивает путнику дорогу фонариком своего знания.
Автор : Светлана Ладейщикова