Практика эмоционально образной терапии заключается в работе с образами и чувствами. И сегодня мы поговорим о чувстве вины. О том, что бывает вина реальная и мифическая (она же невротическая).  Я продвигаю идею о том, что альтернатива реальной вине – искреннее раскаяние и компенсация причиненного вреда.

 

Попросту говоря, если ты обидел человека и понимаешь это – принеси свои извинения, если причинил ущерб – компенсируй. Конечно,  приходится встречаться со своими разными неприятными чувствами, признавать, что ты не молодец, выяснять отношения.

 

Но, как мне недавно объяснили, оказывается, всю эту процедуру и смятение внутри себя можно сильно упростить: идешь в церковь, исповедуешься, ставишь пару свечек и все – на свободу с чистой совестью. И никаких тебе неприятных разговоров и телодвижений, радостно живешь дальше. Вот такой вариант справиться с чувством вины. Как вам?

 

Мне, честно говоря, не очень. Как – то даже трусливо и подленько: я все свои дела разрулил на вышестоящем уровне – с богом, а те, кто мной обижены, пусть сами справляются, это их проблемы. Ну что же, это тоже способ жизни. Сгрузить на бога всю ответственность за свои промахи.

 

Есть другой вариант.

Мужчина 42 лет в тяжелом депрессивном состоянии после недавнего развода и потери работы.  Ощущение внутренней пустоты, глубокого отчаяния, от которого хочется кричать. Чувствует себя виноватым перед семьей, старыми родителями, за то, что разочаровал всех, не справился, неудачник. Стал искать выход в религии, но походы в церковь усугубляли его состояние: ему казалось, что из золоченых рам лики святых смотрят на него с осуждением и укоризной. Словно говорят ему: «нет тебе прощения за твою никчемную жизнь». Отчаяние нарастало и довело его сначала до психиатра, где ему выписали антидепрессанты, а потом уже и до моего кабинета.

 

Лейтмотив его рассказа был такой: я во всем виноват, я ничтожество, мои грехи не прощаемы, я недостоин жить на этой земле и моя депрессия – божье наказание мне .

 

Сразу оговорюсь, что никаких таких уж особенных грехов за ним не водилось, такими страшными и не прощаемыми делала их его клиническая депрессия. Но, тем не менее, с этим что-то надо было делать.

 

Эмоционально-образная терапия дает возможность проникать во внутренний мир клиента и сделать его зримым и понятным, как для терапевта, так и для клиента. И работает в самых сложных ситуациях.

 

И все –таки мое предложение было рискованным:

 

-Андрей, закрой глаза и представь себе, что ты идешь по дороге и видишь, что перед тобой, на некотором расстоянии стоит Бог. Подойди к нему поближе, присмотрись. Как он выглядит?

 

– Я не могу подойти, я недостоин, я подаю на колени, ползаю по земле.

-Поднимись и посмотри на него внимательно.

 

 Скажи ему: прости, что делал из тебя палача,  я разрешаю тебе быть добрым и счастливым. Я разрешаю тебе отдохнуть. Что-то изменилось?

 

– Изменилась картинка: я вижу его, сидящим в тени деревьев, он не смотрит на меня, он пьет воду из ручья.

 

-Ты в зоне свободного воображения, здесь все возможно. Стань этим богом и посмотри его глазами на себя. Что ты чувствуешь, что ты теперь хочешь сказать тому Андрею, что стоит на коленях?

 

– Если представить, что в том пространстве я – Бог, то я чувствую усталость и хочу сказать Андрею спасибо, что дал мне отдохнуть от просьб и жалоб. Я хочу его обнять, как отец. И сказать, ему, что он уже может сам себя простить и, что я люблю его.

– Андрей вернись в свой образ, посмотри снова на своего бога и скажи ему, то, что ты хочешь сказать.

 

-Я хочу сказать ему, что тоже его люблю.

 

-Разреши своему богу  быть счастливым, молодым и здоровым.  Обещай, что не будешь больше делать из него палача. Что происходит с его образом?

 

-Да он молодеет прямо на глазах. Обещаю.

 

-Можешь принять его, как часть своего внутреннего мира, ведь  это твой бог и он всегда с тобой.

 

Андрей открывает глаза и потягивается, он счастливо улыбается. С этого дня жизнь его начала налаживаться, депрессия отступила.

 

Думаю, что эта сессия требует пояснения

Я далека от религии, и сама лично рассчитываю после смерти прорасти травой и цветами и таким образом вернуться в мир природы, откуда и пришла. Возможно, цветок на моей могиле съест пробегающая мимо веселая коза, и какая-то часть меня  отправится в путешествие по лугам и полям вместе с ней. Дальше уже как получится.

Но это мое личное представление. Моя личная религия, и мой бог – природа. Это то, что в моей голове, в моей душе. Но когда ко мне приходит клиент с  традиционным религиозным мировоззрением, я принимаю его подачу, понимаю его опоры и сопровождаю человека в его внутреннем путешествии.

 

Цель этого путешествия – установить мир и спокойствие в его внутреннем мире.

 

У каждого есть его личный бог, представления о нем.  Это такой вариант внутреннего родителя. Часть личности, эго состояние. И как любой внутренний родитель, этот бог может быть разным: наказывающим, критикующим или любящим.  Любящий родитель – это счастливый родитель . Любящий бог-счастливый бог. Надо разрешить ему быть счастливым в вашем бессознательном, дать ему то, чего ему не хватает – отдыха, заботы, любви, свободы. И тогда ваш бог будет вам поддержкой, а не палачом.

Все это возможно в зоне свободного воображения, где образы бессознательного становятся зримыми, и мы можем многое изменить. Но заходить туда надо бережно и только с принятием и любовью.

 

С разрешения своей клиентки, я делюсь ее медитативным опытом.

Задание было такое же, какое я дала  Андрею: представь пред собой некое пространство и там – Бог. Поговори с ним и разреши ему быть счастливым. Такой эксперимент в зоне свободного воображения.

 

Вот, что потом рассказала Арина. Это третий вариант.

 

«Я представила, что иду по дороге и вижу пастуха. Он пасет овец.  Овец очень много, и все они блеют очень громко, без умолку. Я подхожу к пастуху ближе и знаю, что это бог, только он -молодой и красивый мужчина, и ему примерно 33 года.

 

Я хочу с ним поговорить и вижу, что у него в ушах беруши. Но он меня замечает, вынимает их из ушей и спрашивает, какое у меня желание. А я забыла, какое у меня было желание и спрашиваю его: «А у тебя?» Он пожимает плечами, а я говорю: «Я хочу, чтобы ты был счастлив, свободен и делал то, что тебе хочется».  И тогда он засмеялся, бросил свой пастуший посох и быстро пошел по дороге, насвистывая какую-то мелодию.

 

Овцы заволновались и вдруг стали подниматься на задние ноги и превращаться в людей. Сначала они были в смятении и зло смотрели ему в след: как так, бросил их на произвол судьбы!  Но потом они успокоились и стали разбредаться, объединяться в пары, занялись своими делами, успокоились, сами стали решать свои проблемы. А мне стало легко и весело, как будто я освободила кого-то и сама стала свободной. Мне теперь легче дышится».

 

Практика эмоционально образной терапии

 

 

А теперь давайте с вами проведем мысленный эксперимент в стиле эмоционально-образной терапии.

 

Представьте перед собой бога, посмотрите на него внимательно и разрешите ему быть счастливым, свободным и любящим. Возможно, вы скажете: «Да кто я такой, чтобы что-то разрешать самому богу!» Но ведь мы в пространстве вашего свободного воображения, это ваш внутренний мир и бог тоже ваш, и сейчас самое время с ним подружиться. Это будет ваш личный вариант.

 

Хотите самостоятельно освоить метод эмоционально образной терапии?
1 октября я запускаю практический онлайн-курс и за 21 урок постараюсь передать вам опыт и знания, полученные мной за 7 лет консультирования своих клиентов с использованием метода эмоционально образной терапии.

Вам также понравятся

Эмоционально-образная терапия: там где эмоции становятся зримыми, и вы можете все изменить
Клуб весёлых свекровей. (практика ЭОТ)
Cуд внутри тебя.

Добавить комментарий